|
(взято с http://www.gazu.ru/driving/1.html)
Именно эти две цели должны быть в голове у водителя: безопасность и комфорт для себя, окружающих пассажиров. Иными словами вождение должно быть красивым. И от этой красоты можно и нужно получать огромное удовольствие. При езде по городу 90% работы - это работа головой. А вся механическая работа руками и ногами - остальные 10%. Работа головой не только самая объемная, но и самая важная часть вождения. Научиться думать за рулем - это задача даже более важная, чем научиться нажимать на педали и крутить баранку. Потому, что человек умеющий давить на газ с пустой головой, как раз и есть тот, кого называют "обезьяна с гранатой". В деле вождения ВСЕ ВАЖНО. По степени важности все делится на важное и принципиальное. Важное - это то, что можно обсуждать делать или не делать. Принципиальные вещи обсуждению не подлежит. Это святое. Хочешь, не хочешь, а делать надо ВСЕГДА, без исключений. Потому, что от них прежде всего зависит твоя безопасность, а проще говоря, твое здоровье и жизнь.
Все принципы, как правило, просты и понятны, сродни аксиомам. Например. Куда смотришь - туда едешь, куда не смотришь - туда что?.. Правильно - не едешь! Казалось бы, что тут еще объяснять? Ведь все это знают. Но за рулем мало знать. За рулем надо ВЫПОЛНЯТЬ! Ведь именно не выполнение этого, по сути, элементарного принципа приводит к массе аварий.
Принцип: за рулем всегда надо сначала думать, потом делать. Ни одного движения, сидя за рулем нельзя позволять себе делать, не подумав. Не думая можно только дышать. Этот принцип - основа всей безопасности.
Все, что относится к управлению автомобилем, водитель должен делать "на автомате". Вождение автомобиля - это, по сути, танец или игра на музыкальном инструменте. Сначала ученик заучивает необходимые движения до автоматизма, а потом, на дороге, руки и ноги делают все как бы сами собой. Вы же при ходьбе не думаете о том, как переставлять ноги?
На первый взгляд кажется, что водитель делает много движений, в разное время по-разному. Возникает впечатление хаоса движений. Суть в том, что и у того и у другого нет никакого хаоса. В обоих случаях движения состоят из отработанных комбинаций. Танцоры называют это "ПА". В вождении будет называться ШАБЛОНАМИ. Итак, все действия при управлении автомобилем состоят из шаблонов. Задача обучения состоит в том, что бы выучить и отработать эти шаблоны до автоматизма. Любое действие за рулем - это определенный шаблон.
— Запуск двигателя - это шаблон.
— Начало движения - это шаблон.
— Остановка - это шаблон, и т.д.
Это может, покажется странным, но вся езда по городу это всего на всего один шаблон - шаблон поворота. Все действия водителя, что бы он ни делал, базируются на одном этом шаблоне.
Вся прелесть этой методики состоит в том, что она избавляет от необходимости заучивать и запоминать массу различных движений в разных ситуациях. Достаточно отработать несколько шаблонов. В процессе езды по городу достаточно будет только переключаться с одного шаблона на другой. Но и это еще не все. Главная задача - это работа головой (осмотр, оценка ситуации, принятие решения на маневр), тоже должна состоять из шаблонов, и тоже должна быть отработана до автоматизма!
Психология вождения
Работа головой, как уже было отмечено, составляет основную часть процесса вождения. На то как сработает голова, большое влияние оказывает психологический настрой человека. Ведь, иногда бывает так, что опытный водитель в расстроенных чувствах ведет машину хуже новичка. Из этого следует принцип: у водителя за рулем не должно быть никаких эмоций - Ни положительных, ни отрицательных. Логика проста - пока в голове бушуют эмоции, человек не может думать, а пока он не подумал, он не имеет права ничего делать. Поэтому очень важно для водителя - научиться управлять своими эмоциями! Проще говоря - не допускать их до себя. Это особенно важно в критических ситуациях. Управление эмоциональной сферой человека - одна из самых трудных задач. Она является наиболее сложной потому, что водителю приходится осуществлять контроль самому над собой. Ведь если мысли появляются по воле разума, то эмоции выскакивают абсолютно не произвольно. Сев за руль, водитель должен настроится на вождение. Во-первых, успокоиться. Во-вторых "включить" все принципы и правила вождения. Водитель, по сути, это уже даже не человек, это функция, "биоробот" выполняющий задачу, которую сам в себя заложил.
Идеал для водителя - это лейтенант Дэйта из сериала "Звездный путь". Все знает, все выполняет согласно инструкциям, постоянно думает, анализирует и полное отсутствие каких бы то ни было эмоций.