Начальникам ДВД г.г. Астана,
Алматы и областей
Несмотря на предъявляемые Министерством внутренних дел требования, нарушения законности и дисциплины, факты взяточничества и других коррупционных правонарушений продолжают иметь место распространенный характер в дорожной полиции, и особенно в строевых подразделениях, осуществляющих надзорные функции на дорогах страны.
Крайне негативное положение дел в дорожной полиции стало предметом обсуждения на заседании Совета Безопасности 1 июня т.г., где Глава государства подверг МВД резкой критике и потребовал принять жесткие меры по наведению порядка.
В целях устранения имеющихся недостатков в деятельности дорожной полиции и принятия мер по недопущению коррупционных правонарушений ТРЕБУЮ:
1. Запретить беспричинные остановки транспортных средств. Основаниями для составления протоколов и привлечения к административной ответственности водителей должны являться исключительно следующие нарушения Правил дорожного движения:
- управление транспортом в нетрезвом состоянии;
- превышение установленной скорости движения;
- выезд на полосу, предназначенную для встречного движения;
- проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора;
- создание аварийной ситуации и неподчинение требованиям сотрудника полиции об остановке транспортного средства.
Распространенную практику необоснованных остановок полицейскими транспортных средств следует рассматривать, как условие способствующее коррупции.
2. По каждой остановке транспортного средства инспектор дорожной полиции должен незамедлительно сообщать в дежурную часть (ЦОУ) о марке и государственном номере автомашины, месте и причине остановки, а также о времени окончания разбирательства. В дежурных частях (ЦОУ) организовать обязательную регистрацию передаваемой информации и ежесуточный анализ.
3. Принять меры по упорядочению несения службы пешими нарядами, дорожной полиции. Обязательным при этом является соблюдение следующих условий:
- в городах пешее патрулирование организовать только в местах оборудованных системами видеонаблюдения;
- допускается использование пеших нарядов только для ручного регулирования и ликвидации заторовых ситуаций на дорогах, обеспечения безопасности дорожного движения при проведении массовых общественно-политических мероприятий, ремонтно-восстановительных работ на дорогах, а также в местах массового посещения населения (рынки, торговые центры) и в районах школ и дошкольных учреждений;
- пешее патрулирование осуществлять нарядом в составе не более двух сотрудников дорожной полиции.
4. Для эффективного отслеживания оперативной обстановки на закрепленном маршруте и принятия своевременных мер реагирования патрулирование на автомобилях дорожной полиции осуществлять только в режиме постоянного передвижения.
Патрулирование в городах в ночное время запретить. Экипажи автопатрулей должны находиться при дежурных частях и использоваться исключительно для выезда на места дорожно-транспортных происшествий, ликвидации последствий аварий и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Ночные отработки в городах и населенных пунктах осуществлять только с привлечением представителей средств массовой информации и общественности, с использованием аудио и видеоаппаратуры и других технических средств фиксации правонарушений.
6. Категорически запретить в ночное время остановку транспортных средств на постах системы «Рубеж» для регистрации проходящего транспорта. Регистрацию транспорта в случае отсутствия электронных средств фиксации, осуществлять визуально.
7. Категорически запретить использование измерителей скорости движения транспортных средств не оснащенных видеозаписывающей и фиксирующей аппаратурой.
8. До особого распоряжения прекратить применение практики запрещения эксплуатации транспортных средств посредством постановки на специальные стоянки или площадки за такие виды нарушении как: управление технически неисправным транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра и за невыполнение требований сотрудников органов внутренних дел (полиции) об остановке транспортного средства.
9. Организовать широкую разъяснительную работу среди населения о необходимости участия, в форме общественного контроля за исполнением инспекторским составом требований законодательства, приказов и указаний МВД по обеспечению законности при осуществлении надзора за дорожным движением, соблюдению этики сотрудника органон внутренних дел.
10. Сотрудников, на которых систематически поступают обоснованные жалобы о неправомерных действиях и допущенных нарушениях освобождать от занимаемых должностей и использовать на работе, не связанной с деятельностью дорожной полиции.
11. В целях исключения круговой поруки в подразделениях дорожной полиции по каждому выявленному факту побора и получения незаконных вознаграждений привлекать к строгой дисциплинарной ответственности непосредственных командиров и старших начальников, вплоть до освобождения от занимаемых должностей, за необеспечение надлежащей работы подчиненных.
12. Усилить ведомственный контроль за работой личного состава дорожной полиции. Привлекать к проведению гласных и негласных проверок несения службы руководящий состав ДВД и УДП ДВД, сотрудников собственной безопасности и оперативных служб.
13. Впредь оценку деятельности, как подразделений дорожной полиции в целом, так и отдельных сотрудников производить по следующим основным критериям:
- количество дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных на обслуживаемом участке;
- участие в раскрытии преступлений, совершенных на дорогах;
- количество подтвердившихся жалоб и обращений граждан на неправомерные действия сотрудников;
- уровень знаний и профессиональной подготовки.
14. Организация исполнения настоящего указания и дальнейший контроль возлагается под персональную ответственность начальников Департаментов внутренних дел.
15. О принятых мерах и о ходе исполнения доложить в МВД Республики Казахстан к 20 нюня т.г., и в последующем ежемесячно к 5 числу месяца следующего за отчетным.
Министр
Б. Мухамеджанов