Инструкция полностью: txt (0.16 Mb), doc (0.5 Mb) rar (0.1 Mb) |
Инструкция утратила силу! Вместо нее действует инструкции №455 от 1 сентября 2011
14 декабря 2002 г. N 789 Инструкция по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы подразделений дорожно-патрульной службы дорожной полиции (далее - дорожно-патрульная служба) органов внутренних дел Республики Казахстан и требования, касающиеся осуществления надзора за дорожным движением.
2. Правовой основой деятельности подразделений дорожно-патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел являются Конституция Республики Казахстан, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", Закон Республики Казахстан "О безопасности дорожного движения", иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
4. Расстановка сил и средств
14. В деятельности дорожно-патрульной службы организуются:
1) наряд дорожной полиции - сотрудник или несколько сотрудников дорожной полиции, назначенные для несения службы на постах и маршрутах патрулирования;
2) маршрут патрулирования - определенный дислокацией участок автомобильной дороги, на котором сотрудники дорожной полиции выполняют возложенные на них задачи;
3) пост дорожной полиции - определенное дислокацией конкретное место, на котором сотрудники дорожной полиции выполняют возложенные на них обязанности;
21. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется карточка поста (маршрута патрулирования) (приложение 2) в двух экземплярах. Один экземпляр карточки хранится в дежурной части строевого подразделения, второй выдается сотруднику дорожной полиции на время несения службы.
5. Формы и методы надзора за дорожным движением
24. Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:
1) патрулирование на автомобилях и мотоциклах;
2) пешее патрулирование;
3) несение службы на постах, в том числе стационарных;
4) сопровождение и эскортирование транспортных средств;
5) вертолетное патрулирование.
25. Надзор за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым, скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами дорожной полиции на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на специальных автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков и только в светлое время суток.
26. Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения по согласованию с начальником управления дорожной полиции или лицом, его замещающим, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости (приложение 3).
27. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску. Во всех случаях несения надзора за дорожным движением специальный автомобиль и инспектор дорожной полиции должны быть видны участникам дорожного движения с достаточного расстояния. Запрещается устанавливать специальные автомобили за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность (деревья, здания и сооружения, рекламные щиты и т.д.), это же требование распространяется и на пешие наряды.
30. При несении дорожно-патрульной службы с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:
1) движение в потоке транспортных средств - для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения, в том числе в темное время суток на загородных дорогах с периодическим включением проблесковых маячков;
2) движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную - для предупреждения превышения скорости;
3) остановка у опасных в аварийном отношении мест - для устранения опасности и пресечения нарушений Правил дорожного движения водителями и пешеходами, в том числе в темное время суток с включенными проблесковыми маячками;
4) остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения, с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.
32. Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.
33. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
34. При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор дорожной полиции был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения правонарушений. Инспектору дорожной полиции запрещается сидеть в автомобиле, кроме случаев составления административного протокола и установленного времени кратковременного отдыха.
40. Основными способами несения дорожно-патрульной службы являются контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий, пресечение правонарушений, осуществление распорядительно- регулировочных действий.
41. Контроль за поведением участников дорожного движения при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за соблюдением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения Республики Казахстан и иных норм, действующих в области дорожного движения.
42. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами (приложение 6), которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.
43. Предостережением участников дорожного движения является воздействие на их поведение непосредственно пребыванием сотрудника дорожной полиции на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также предупреждением водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими Правил дорожного движения.
44. Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника дорожной полиции на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, в применении в отношении нарушителей установленных законодательством мер воздействия.
6. Порядок использования специальных технических средств
45. Средства измерения для определения скорости движения транспортных средств, другая аппаратура фиксации нарушений Правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в водительских удостоверениях, свидетельствах о регистрации транспортных средств, другие технические средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими рекомендациями о порядке пользования этими техническими средствами. Запрещается применение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке.
8. Организация и несение дорожно-патрульной службы
74. Заступающие в наряд сотрудники дорожной полиции должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, табельное оружие, жезл и другие специальные средства, карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку (приложение 13), служебное и водительское удостоверения, Правила дорожного движения Республики Казахстан, выписки из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, бланки протоколов об административных правонарушениях, квитанций установленного образца о наложении штрафа на месте и других необходимых процессуальных документов, авторучку, карандаш, линейку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), служебную сумку или планшет.
76. Запрещается выставлять для несения службы на загородных дорогах, стационарных постах и в темное время суток наряды в составе менее двух сотрудников дорожной полиции.
9. Порядок несения службы
80. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор дорожной полиции должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение грубых нарушений Правил дорожного движения, которые являются основными причинами дорожно-транспортных происшествий, исключив при этом беспричинные остановки и задержки транспортных средств.
83. Основанием для остановки транспортных средств являются:
1) визуально определимое или с использованием средств измерения нарушение Правил дорожного движения водителями или пешеходами;
2) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления;
3) нахождение аналогичного транспортного средства в розыске (по цвету, марке), а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
5) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
6) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
7) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах дорожной полиции и контрольно-пропускных пунктах.
84. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил Правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.
85. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, пешеходными переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
86. В период проведения специальных оперативно-профилактических мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз (в этих случаях у сотрудника дорожной полиции должно быть специальное предписание, подписанное руководством ГУВД, УВД, органов внутренних дел исполненное на специальном бланке и заверенное печатью). При введении оперативных планов органов внутренних дел предписания не требуются.
87. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок и в местах, не создающих помех для движения. Запрещается останавливать городской общественный транспорт (автобусы, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следования, кроме случаев создания реальной угрозы жизни и здоровью граждан, на загородных дорогах разрешается задерживать их не более чем на 5-10 минут для составления протокола об административном правонарушении и только в случае грубого нарушения Правил дорожного движения. Запрещается беспричинно останавливать транспортные средства.
88. Не допускается проведение проверки технического состояния транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр, кроме случаев наличия технических неисправностей, установленных Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, согласно Приложению к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года N 1650.
93. Сотрудник дорожной полиции при нарушении водителями транспортных средств Правил дорожного движения, в соответствии со статьей 630 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также в других случаях, прямо предусмотренных законодательством, имеет право задерживать транспортные средства и доставлять их на специальные площадки до устранения причин задержания.
94. Решение о задержании транспортного средства в каждом конкретном случае принимается самостоятельно сотрудником дорожной полиции, исходя из конкретной ситуации, исключающей продолжение правонарушения. Управляющий транспортным средством водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления, а транспортное средство задержанию. Отстранение от управления транспортным средством производится после устного предупреждения о необходимости прохождения освидетельствования на состояние опьянения. В случае неподчинения сотрудник дорожной полиции принимает меры, исключающие возможность дальнейшего движения задержанного транспортного средства. При возможности информирует об этом дежурного по строевому подразделению, ближайшего органа внутренних дел, составляет в присутствии свидетелей протокол об административном правонарушении за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника полиции в соответствии с действующим законодательством, в необходимых случаях принимает меры по доставлению правонарушителя в ближайший орган внутренних дел.
95. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку. При невозможности присутствия водителя, транспортное средство доставляется на специальную стоянку в присутствии его представителя или с привлечением других лиц в качестве понятых, либо сотрудником дорожной полиции самостоятельно, при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел или на площадку у стационарного поста, контрольного поста полиции.
96. Задержанное транспортное средство сдается на хранение в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок их хранения.
97. По устранению причин задержания транспортного средства (отрезвление водителя, предоставление необходимых документов, наличие лица, имеющего право на управление транспортным средством соответствующей категории и т.д.) оно возвращается водителю (владельцу) по его требованию незамедлительно.
98. Сотрудник дорожной полиции может производить в установленном статьей 627 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях порядке досмотр транспортных средств, с целью обнаружения орудий совершения либо непосредственных объектов административного правонарушения. В необходимых случаях в соответствии со статьей 626 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях может производиться личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
101. По факту доставления граждан в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
105. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник дорожной полиции осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части. Ведет визуальное наблюдение за транспортными потоками с целью определения эффективности работы светофорных объектов, других технических средств регулирования и выясняет причины совершения нарушений Правил дорожного движения, вносит предложения по совершенствованию организации движения в районе поста в зависимости от времени суток.
106. При обнаружении недостатков инспектор дорожной полиции сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 14). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
109. Во время несения службы на патрульном транспорте запрещается:
1) перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра;
2) превышать установленную скорость движения, кроме случаев, связанных с необходимостью выполнения определенных служебных задач, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;
3) передавать кому бы то ни было управление патрульным транспортом;
4) оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.
13. Взаимоотношения с участниками дорожного движения
120. Взаимоотношения сотрудников дорожной полиции с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
121. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники дорожной полиции должны представиться, приложив руку к головному убору, называют свою должность, специальное звание и фамилию, сообщают о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
122. В разговоре с гражданами сотрудники дорожной полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.
123. Действия сотрудников дорожной полиции должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям, во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.), - подаваться своевременно.
124. Сотрудник дорожной полиции при остановке транспортного средства обязан незамедлительно подойти к водителю и назвать причину остановки, и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения участников дорожного движения.
125. Сотрудник дорожной полиции может предложить водителю выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
1) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений Правил перевозки грузов;
2) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения:
3) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
4) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
5) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
6) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
127. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
128. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Республики Казахстан и другие нормативные правовые акты, действующие в области дорожного движения.
129. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
130. С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.
131. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Республики Казахстан сотрудники полиции обязаны разъяснить нарушителям их права, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях:
1) знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
2) при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
3) выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
4) порядок обжалования постановления по делу.
132. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения сотрудник сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет права и порядок обжалования своих действий, предлагает гражданину в письменной форме изложить свое несогласие. Обо всем этом делается запись в протоколе об административном правонарушении и дополнительные материалы приобщаются к основным материалам.
Приложение 2
к Инструкции, утвержденной
приказом МВД
Республики Казахстан
от 14 декабря 2002 г. N 789
Карточка
поста (маршрута патрулирования) N_______
1. Автодорога ______________________________________________
с "___" по "___" км
2. Вид несения службы ______________________________________
3. Схема маршрута с обозначением мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (перекрестков, населенных пунктов, участков дорог и т.д.)
4. Характеристика маршрута:
5. Особенности поста (маршрута) патрулирования: зоны неустойчивой радиосвязи, ближайшие посты патрульно-постовой службы, телефоны дежурной части органов внутренних дел (отделения милиции), участкового инспектора милиции, медицинских учреждений, места установки ближайших таксофонов и постовых милицейских аппаратов.
Командир ___________________________
(строевое подразделение)
____________________________________
"___"______20___г. (звание, Ф.И.О.)
Приложение 3
к Инструкции, утвержденной
приказом МВД
Республики Казахстан
от 14 декабря 2002 г. N 789
Утверждаю
Командир (начальник)
________________________
(подразделение)
________________________
(звание, Ф.И.О.)
Постовая ведомость
расстановки нарядов дорожно-патрульной службы
заступающих на службу
на "___" _______ 20__г.
1. Расчет сил и средств
Количество сотрудников, заступающих на службу:
- обязательные нормы_______________________________________
- фактически используется _________________________________
Использование автомототранспорта __________________________
- обязательные нормы_______________________________________
- фактически используется__________________________________
2. Учет работы общественных формирований
Количество членов общественных формирований, осуществляющих контроль
за дорожным движением _____________________________ чел.
3. Расстановка нарядов по сменам:
N
п/п
|
Номера
постов,
маршру-
тов,
вид
наряда
|
ФИО
сотрудников,
членов
общественных
формирований
|
Выданы
оружие,
спецсредства
|
Оперативно-
технические
средства
|
Автомото-
транспорт
|
Время
выхода
нарядов
на связь
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
4. Инструктаж проводят:_____________________________________
(должность, ф.и.о.)
__________________________________________________________________
5. Проверка несения службы _________________________________
__________________________________________________________________
6. Запись о приеме и сдаче дежурства _______________________
__________________________________________________________________
Дежурный
____________________________
(строевое подразделение)
____________________________
(звание, ф.и.о.)