Чему не учат в автошколе или 

общение с дорожной полицией по закону

 


 

Жезл вам в руки!

(взято с http://www.time.kz/index.php?module=news&newsid=24743)

 

С 15 ноября у отечественных “гаишников” фактически развязаны руки: благодаря родному ведомству у дорожной полиции прав стало больше, чем обязанностей

Дело в том, что 15 ноября вступил в силу приказ министра внутренних дел № 455, изданный 1 сентября 2011 года, которым утверж­дена Инструкция органов внутренних дел РК по обеспечению безопасности дорожного движения. То есть вся работа дорожной полиции завязана именно на этом документе. Особенно отметим, что с принятием приказа № 455 утратил силу прежний - № 789 от 14 декабря 2002 года, по которому стражи дорожного порядка работали с водительской общественностью целых 9 лет. Каково было наше удивление, когда обнаружилось: этот самый приказ № 789 вплоть до его отмены юридической силы не имел, так как не был зарегистрирован в Минис­терстве юстиции, что противоречит статье 38 Закона РК “О нормативных правовых актах”. Не верите?

Найдите этот документ в базе Республиканского центра правовой информации и вы увидите, что он сопровождается недвусмысленным предисловием за подписью и.о. директора ДРНПА (департамента по регистрации нормативных правовых актов МЮ РК. - А. А.). А именно: “Настоящим сообщаем, что в ходе проведения повторной юридической экспертизы приказа министра внутренних дел РК от 14 декабря 2002 года № 789 “Об утверждении Инструкции по организации работы дорожно-пат­рульной службы дорожной полиции органов внут­ренних дел РК”... было установлено, что данный акт не отвечает требованиям статьи 38 Закона РК 
“О нормативных правовых актах” и, следовательно, не подлежит государственной регистрации”. 
Это значит, что все последние годы любые действия и требования “гаишников” к водителям были попросту незаконны! Например, излюбленный ими метод так называемого скрытого контроля за дорожным движением, который по нелегитимному приказу № 789 был разрешен. Или остановка автомобиля для проверки документов. Или задержание транспорт­ного средства и водворение его на штрафстоянку. Ну и, конечно же, привлечение водителей к административной ответственности. 
Какие последствия для Минис­терства внутренних дел может иметь этот факт? Всякие, вплоть до обжалования действий “гаишников” водителями! Будет это иметь место или нет - гадать не беремся. 
Настораживает другое: даже при том, что приказ № 789 не имел юридической силы, по нему у дорполовцев обязанностей и ограничений в работе было куда больше, нежели по новому приказу № 455, который, кстати, регистрацию в Минюсте благополучно прошел 10 октября.
Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров.

Во-первых, о карточках постов или маршрутов патрулирования, в которых четко указывается, где и в какое время должен находиться тот или иной сотрудник дорожной полиции во избежание необоснованных “подработок”. Раньше попросить показать этот документ мог любой водитель, поскольку нигде четко не указывалось, кому карточка предъявляется (подпункт 21 пункта 4 инструкции). Теперь же пп. 15 п. 4 гласит: карточка поста (маршрута патрулирования) является документом служебного пользования и подлежит предъявлению только должностным лицам органов внутренних дел.

Во-вторых, из приказа исчезло понятие “скрытого контроля за дорожным движением”. Если в отмененном документе конкретно оговаривалось, кто и каким образом принимает решение “подсматривать” за водителями из автомобилей без спецокраски или под видом гражданского лица ездить в салоне транспортного средства для фиксации правонарушений, то теперь пп. 20 п. 5 инструкции упоминает лишь “все формы службы”. Но есть в новой инструкции один положительный момент: теперь здесь четко сказано, что такое “пат­рульный транспорт”. Им хоть и является всякий автомобиль, мотоцикл и автобус со спецокраской и спецсигналами или без таковых, но полицейские машины обязательно должны быть на балансе органов внутренних дел. То есть работать на личном транспорте “гаишники” уже не могут.

В-третьих, из новой инструкции исчез запрет инспекторам дорожной полиции сидеть в автомобиле, кроме как в случае составления протокола или кратковременного отдыха (пп. 34 п. 5 прежней инструкции).

В-четвертых, если раньше применять средства измерения (например, радары), не прошедшие метрологическую поверку или имевшие просроченные свидетельства о поверке, категорически запрещалось (пп. 45 п. 5), то теперь просто говорится, что такие средства измерения “не применяются”. Причем ни в одном из двух приказов мы не нашли порядок использования “гаишниками” аппаратов по измерению токсичности выхлопных газов. Быть может, блюсти за экологией в таком случае вообще должна не дорожная полиция, хотя на всех постах въезда и выезда из Алматы такие аппараты стоят и активно используются инспекторами?

В-пятых, отныне ни в одном нормативно-правовом документе нет четкого перечня оснований для остановки транспортных средств. Был такой перечень из 7 пунктов в инструкции, утвержденной приказом № 789 (пп. 83 п. 9). В новом приказе сказано только о том, что остановка транспортных средств осуществляется на минимально короткий срок и в местах, не соз­дающих помех для движения. Собственно, такая норма существовала и в 789-м приказе. Правда, соблюдалась и соблюдается она крайне редко. Будучи водителем с 10-летним стажем, я нередко становилась свидетелем того, как “гаишники” на небольших алматинских улочках устраивали масштабную проверку документов, в связи с чем создавали невиданные пробки. Частенько стражи дорожного порядка грешат остановкой автомобилей на развязках и мос­тах, что категорически запрещается.

В-шестых, раньше дорожным полицейским разрешалось во время проведения специальных оперативно-профилактических мероприятий тормозить водителей для проверки документов вне стационарных постов исключительно при наличии предписания вышестоящего начальства. Теперь такого требования в инструкции нет. Так что, по всей видимости, демонстрировать инспекторам документы нам придется куда чаще.

В-седьмых, если до принятия приказа № 455 инспекторы дорожной полиции были обязаны представиться водителю, приложив при этом руку к головному убору (то есть отдав честь), то теперь им достаточно просто представиться.

В-восьмых, в приказе № 789 отдельной строкой описывалось поведение “гаишника” по отношению к нарушителям, рядом с которыми находятся дети (пп. 129 п.13). Теперь требования делать водителям замечания так, чтобы этого не слышали дети, не существует. В МВД, видимо, считают, что навыки общения с полицией подрастающему поколению следует прививать смолоду.

Ну и, наконец, хит всех новшеств - порядок обращения дорожных полицейских с документами водителей. В пп. 130 п.13 инструкции, утвержденной приказом № 789, говорилось: “С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их”. Ничего этого в новом 455-м приказе нет! Неужели руководство МВД официально разрешило “гаишникам” брать в руки водительские документы с деньгами?
На тему принятия новой инструкции по работе стражей дорожного порядка уже оживились многие казахстанские форумы. Еще бы, ведь нововведение касается как минимум одной пятой части населения страны! 
Мы, конечно, верим в порядочность казахстанской полиции и не хотим вешать клеймо на всех ее сотрудников. Оправдает ли родная полиция это доверие? Время покажет.
 


Александра Алёхова


Hosted by uCoz