Чему не учат в автошколе или 

общение с дорожной полицией по закону

 

 

Пройтись по фотографии

(Взято с http://ua.autoreview.ru/archive/2009/11/vizir/)

 

Автомобилисты негодуют: осенью прошлого года многократно выросли штрафы за нарушения ПДД, а для эффективного контроля за соблюдением «правил» инспекторов вооружили так называемыми фотовидеорегистраторами нарушений — теперь к ответственности можно привлекать «по фотографии». И сразу же поползли слухи: дескать, стоящий на вооружении ГАИ видеорегистратор Визир может ошибаться и показывать неправильную скорость.

Проверим?

Видеорегистратор, который теперь есть во многих подразделениях ГАИ, — это измеритель скорости Визир производства российской компании Ольвия (г. Санкт-Петербург). Подобная техника давно используется на европейских дорогах. С середины прошлого года видеофиксация нарушений обрела законную силу в России, а теперь дошла очередь и до нас. Уже закуплено около 400 Визиров. В России он стоит примерно $3300, а в какие деньги обходятся Визиры украинской казне, Департамент ГАИ предпочитает умалчивать — видимо, коммерческая тайна.

Именно Визир является основным звеном новой системы фиксации нарушений ПДД. Как работает эта система и чем Визир отличается от ветхозаветного «спидгана»?

Визир можно устанавливать на штатив или держать его в руках. На верхней панели — кнопки управления основными настройками прибора (дальность действия сигнала радара, алгоритм поиска цели, трансфокатор видеокамеры и др.)

Визир представляет собой гибрид радара и цифровой видеокамеры, которая может работать и в фоторежиме. В принципе, подобным образом можно фиксировать целый ряд нарушений ПДД, но пока дело ограничивается скоростью. Визир заранее настраивается по многим параметрам (выставляется разрешенный порог скорости, направление контроля, дальность «стрельбы» радара, алгоритм селекции цели и т.д.). Далее прибор сам определяет нарушителя и поднимает тревогу. В этот момент инспектору достаточно нажать кнопку, и нарушение будет зафиксировано — как фотокартинка или как короткий видеоролик. Поэтому назвать Визир прибором автоматической фиксации (без участия человека) нельзя даже с натяжкой.

А дальше возможны варианты. Первый — проще простого. Зафиксировав нарушение, инспектор возьмет жезл, остановит нарушителя, предъявит ему фотографию автомобиля с указанной скоростью движения… То есть функции дорогущей системы сводятся к обычному «спидгану». Составляется протокол. Фотографии и видеоролики записываются на внешний носитель («флэшку»), а затем «сливаются» в автоматизированную базу данных, где хранятся в течение года. Штраф водитель оплачивает в любом отделении банка, перечисляя деньги на счет местного отделения Госказначейства: это сделано для того, чтобы пресечь мздоимство со стороны «гаишников». Но не секрет, что даже при наличии умного Визира с инспектором можно «договориться».

ГАИ практикует и другой способ: рассылку по почте постановлений о наложении штрафа. С этим сложнее. Водителя в этом случае не останавливают: инспектор с Визиром может находиться в ближайших кустах, на эстакаде или даже ехать в патрульном автомобиле. Если нарушение зафиксировано — этого уже достаточно для наложения штрафа: вводить в курс дела водителя вовсе необязательно. Но для начала с помощью базы данных нужно выявить владельца автомобиля, распечатать постановление и квитанцию, отправить постановление по месту прописки, затем удостовериться, что штраф оплачен. А если не оплачен — подключить исполнительную службу.

«Письма счастья», как уже окрестили подобные извещения, содержат массу информации: место фиксации нарушения, данные должностного лица, составившего постановление, и серийный номер Визира. К постановлению прикладывается фоторапорт, включающий один или несколько фотоснимков. Письмо заказное: в ГАИ должны знать, что водитель извещен. Если водитель согласен с нарушением, то обязан оплатить штраф в течение 15 дней.

Вроде бы, все ясно как белый день. Нарушил — заплати штраф. И при этом — без неприятных контактов с работниками ГАИ. Но полгода активной эксплуатации Визира показали, что схема «дистанционного» наложения штрафов (фотография—постановление—оплата штрафа) и контроля за их уплатой несовершенна, а законодательная база — «дырявая». Если при составлении протокола на месте нарушения штраф выписывается непосредственно на водителя, то «письмо счастья» отправляется в адрес собственника автомобиля. А машина может быть временно доверена другому лицу или вовсе продана (по доверенности). Значит работникам ГАИ придется искать того, кто был за рулем в момент нарушения — после соответствующего письменного пояснения владельца. Кроме того, автомобиль может находиться на балансе юридического лица. И пока непонятно, как привлекать организацию за нарушение скоростного режима: в украинском административном законодательстве ответственность юридических лиц в подобных случаях не прописана.


Письмо от руководства фирмы Ольвия в ответ на адвокатский запрос. Главная мысль: Визир не делает ошибок в том случае, если в кадре видна вся дорога и запечатлен один-единственный автомобиль

Кроме того, не ясна схема контроля за оплатой штрафов: доступа к счетам Госказанчейства, на которые перечисляются деньги водителей, у гаишного ведомства нет. Зато есть кнут в виде технического осмотра: не оплатишь «штрафное письмо» — не получишь талончик техосмотра.

При этом Департамент ГАИ, который существует на деньги налогоплательщиков, не удосужился объяснить автомобилистам, что с такого-то числа ГАИ переходит на новую форму работы и что в случае получения «письма счастья» нужно действовать так-то и так-то. А как должно выглядеть это письмо? Как отличить настоящее письмо от подделки: вдруг подобные письма рассылают аферисты, коим нынче нет числа? Где можно увидеть дополнительные фото или видеоролик своего нарушения, если есть какие-то сомнения? Как после оплаты штрафа можно узнать «погашено» ли нарушение в базе данных ГАИ? Почему бы предварительно не разослать всем автомобилистам некую «инструкцию по применению»?

Но и это не главное. Дело в том, что конструктивные особенности Визира (подробнее о них — ниже) накладывают определенные ограничения на использование прибора. Это подтверждает не только инструкция по эксплуатации, но и официальное письмо от фирмы Ольвия: оно написано в ответ на запрос киевского адвоката, защищающего одного из своих клиентов. Тому прислали штраф за нарушение, которого автовладелец не совершал. В этом письме говорится, что сделанная Визиром одиночная фотография может служить неоспоримым доказательством нарушения лишь в том случае, если в кадр попадает вся проезжая часть и при этом на снимке зафиксирован только один автомобиль (нарушитель). Текст этого письма мы публикуем полностью.

А как с Визиром работает ГАИ? Получив в свои руки модную технику, инспекторы начали «фоткать» как бог на душу положит: в городе и вне его, из фиксированного положения и на ходу (из патрульной машины). Зачастую в кадре оказывалась лишь часть автомобиля с номером (передним или задним) или сразу несколько машин. Как определить, какому автомобилю принадлежит зафиксированная скорость и кого, соответственно, штрафовать? Да очень просто: чья машина лучше видна на фото — тот и нарушитель! Но по фотографии, не содержащей привязки к местности, невозможно установить место съемки. Скорость 90 км/ч? А как понять, что в данный момент автомобиль движется в населенном пункте?

Взяв в руки сложный прибор, многие инспекторы не удосужились изучить инструкцию к нему, хотя перед допуском к Визиру должны сдавать соответствующий зачет. Поэтому стали появляться фотографии древних Жигулей, несущихся со скоростью за 150 км/ч. А недавно один из харьковских водителей получил постановление со штрафом за превышение скорости в черте города: на первой фотографии — его автомобиль, движущийся со скоростью 86 км/ч, а на второй — АЗС, которая движется со скоростью 66 км/ч… И таких примеров — масса!

Автомобилисты взбунтовались — и стали искать правду. По всей стране идут судебные процессы против Визира, а прокуратуры завалены жалобами граждан, требующих отменить незаконные постановления. После нескольких проигранных дел руководство ГАИ заставило-таки своих сотрудников прочитать инструкцию к прибору и хоть как-то ее придерживаться. Все снимки с двумя и более автомобилями стали отбраковываться, а инспекторов обязали вести съемку только в видеорежиме — чтобы при необходимости можно было просмотреть «сюжет». Фоторапорт, который прилагается к постановлению, теперь содержит не один, а несколько снимков — так сказать, ретроспективу нарушения. Но и это не всегда спасает от «проколов»...

Однако руководители Департамента ГАИ отказываться от Визира не намерены. Дескать, он прошел полный комплекс испытаний (правда, в России), внесен в украинский Государственный реестр средств измерительной техники (под номером 31473-06) и является автоматическим средством фиксации нарушений. Кроме того, в ГАИ настаивают, что Визир имеет все разрешительные документы: чтобы использовать его на территории Украины, достаточно российского сертификата типа средств измерительной техники, который в нашей стране считается легитимным на основании соглашения о взаимном признании сертификатов. А совсем недавно у гаишных чиновников в отстаивании своей правоты появился еще один весомый козырь: стали известны результаты проверки Визира, проведенной Донецким региональным НПЦ стандартизации, метрологии и сертификации. Она была выполнена по инициативе одной из областных прокуратур (что позволяет ГАИ называть эту экспертизу независимой) и показала, что Визир допускает мизерные ошибки в измерении скорости: ±1 км/ч в стационарном режиме и ±2 км/ч в патрульном режиме (при съемке из движущегося автомобиля ГАИ) — что вполне отвечает паспортным данным прибора. Похоже, была проверена только радиолокационная часть, а не работа прибора в комплексе.

Ясность могла бы внести независимая экспертиза, проведенная сертифицированным органом, например, одним из НИИ судебных экспертиз Министерства юстиции Украины. Но недавно на подобный запрос пришел отказ с удивительной формулировкой — дескать, не нашлось компетентных специалистов. И это в стране, которая участвует в космических программах?

Что ж, попробуем разобраться сами. Для проведения эксперимента мы раздобыли Визир в украинском представительстве фирмы Ольвия. А заодно познакомились с автоматическим регистратором нарушений Арена, который, судя по всему, очень скоро тоже встанет на вооружение ГАИ.


Привет, оружие!

Мобильный радиолокационный видеозаписывающий измеритель скорости Визир производства российской компании Ольвия (г. Санкт-Петербург) стоит на вооружении украинских гаишников с осени прошлого года. Это гибрид радара и цифровой видеокамеры, которая может работать и в фоторежиме. Допплеровский радар Визира излучает на частоте 24,15 ± 0,1 ГГц (угол луча около 12°) и способен фиксировать объекты, движущиеся со скоростью от 20 до 250 км/ч. То бишь, ползущий со скоростью черепахи трактор, равно как и лихача, мчащегося быстрее 250 км/ч, Визир «не увидит».


На фронтальной части Визира — две «линзы»: радара и видеокамеры (меньшая линза)

Инспектор может задавать пороговое значение «разрешенной» скорости в пределах от 20 до 150 км/ч и с шагом 1 км/ч. Замеряемая скорость автомобиля выводится на дисплей: она отображается белым шрифтом, если не превышает установленный порог, и красным цветом — если порог превышен.

Визир позволяет измерять скорость при фиксированном положении прибора (режим работы «Стационарный») или на ходу, из патрульного автомобиля (режим «Патрульный»). При работе в патрульном режиме скорость движения патрульной машины с Визиром на борту определяется по отраженному сигналу от неподвижных предметов (зданий, столбов, деревьев), попадающих в поле зрение радара. Скорость патрульной машины выводится на нижнюю часть дисплея и автоматически вычитается из вычисленной радаром скорости сближения двух автомобилей. Согласно паспортным данным, погрешность измерения скорости в стационарном режиме не превышает 1 км/ч, в патрульном — не более 2 км/ч.

В режиме «Патрульный» прибор способен измерять скорость автомобилей, движущихся как во встречном, так и в попутном направлениях. Есть индикатор в виде стрелки в верхней части дисплея: если она направлена вниз, значит Визир настроен на измерение скорости приближающегося автомобиля, если вверх — прибор измеряет скорость удаляющейся машины.

Дальность действия сигнала, излучаемого радаром Визира, задается тремя дискретными значениями — 100 м (минимальная), 200 м (средняя) и 400 м (максимальная).

Выбор цели среди потока автотранспорта Визир осуществляет по двум возможным алгоритмам — «Быстрейшая цель» или «Ближняя цель». В первом случае фиксируется автомобиль, двигающийся с наибольшей скоростью в пределах заданной радару дальности. Режим «Ближняя цель» подразумевает, но вовсе не гарантирует, что Визир определит скорость ближайшей к нему машины. В качестве ближайшей цели Визир фиксирует автомобиль, от которого радар получает более мощный отраженный сигнал. По теории радиолокации, мощность отраженного сигнала зависит от нескольких факторов, главные из которых — эффективная отражающая поверхность (ЭОП) цели и расстояние до нее. На практике это означает, что в режиме «Ближайшая цель» при захвате в поле зрения прибора двух и более целей, находящихся примерно на одинаковом расстоянии от прибора, выбор будет сделан в пользу той цели, которая обладает большей эффективной отражающей поверхностью — например, микроавтобус будет для прибора более «близкой» целью, чем идущий с ним ноздря в ноздрю маленький хэтчбек. В свою очередь, ЭОП автомобиля зависит не только от его размеров и площади поперечного сечения, но и от радиоотражающих свойств материалов, из которых изготовлен автомобиль, а также ориентации элементов кузова машины относительно приемной антенны радара Визира. Это означает, что могут быть случаи, когда микроавтобус и маленький хэтчбек будут иметь равные ЭОП.

Фиксацию автомобиля-нарушителя Визир может осуществлять в режимах фото- или видеосъемки. Оптика позволяет распознавать государственные номерные знаки с расстояния около 80 м. Это значит, что снимать автомобили на большей дистанции есть смысл только в том случае, если ведется видеозапись и — когда дистанция сократится до 80 м — уже можно будет идентифицировать номера. Либо инспектор должен работать «вручную» — останавливать автомобиль и на месте доказывать водителю (по времени и месту съемки, цвету машины и т.д.), что на фотографии запечатлен именно его автомобиль. Нет смысла выставлять и минимальную дальность радара (100 м), поскольку инспектор попросту не успеет остановить нарушителя.

Таким образом, Визир страдает двумя аппаратными (заложенными конструктивно) недоработками. Поскольку геометрические параметры полей зрения радара (который может «выстрелить» на 400 м) и видеокамеры (госномера различимы всего с 80 м) не совпадают, измеренная скорость может принадлежать не запечатленному на фотографии автомобилю, а совсем другой машине — которая в момент съемки находилась далеко позади и даже не попала в кадр. Кроме того, в режиме «Ближняя цель» прибор может выбрать более крупный автомобиль, а вовсе не самый ближний.

Теоретически, избежать ошибок можно — если использовать прибор согласно заводским рекомендациям. Но где гарантия, что все инспекторы обучены правильно обращаться с прибором? И есть ли уверенность в том, что не найдутся гаишники, которые намеренно используют конструктивные особенности Визира в корыстных целях?


Поработаем инспекторами?

Для того, чтобы проверить на деле возможности Визира, мы попытались сымитировать несколько типичных дорожных ситуаций. Условия — максимально приближенные к реальным. Для большей наглядности мы взяли автомобили с разной эффективной отражающей поверхностью: хэтчбек (Kia c‘eed) и пару кроссоверов (Nissan X-Trail и Land Rover Freelander). Фиксировать происходящее будем в видеорежиме — чтобы затем «достать» необходимые кадры.

Эксперимент №1. Городское движение

Два автомобиля едут друг за другом по крайней правой полосе со скоростью 60 км/ч, а слева их обгоняет третья машина на скорости около 110 км/ч. Радар настроен на среднюю дальность — 200 м. В меню выбран режим «Ближняя цель»: это означает, что Визир должен фиксировать скорость ближайшего к нему автомобиля.

Визир не замечал мчащийся по левой полосе Land Rover до тех пор, пока тот полностью не обогнал и Nissan, и Kia. И только после того, как Land Rover вырвался вперед, на дисплее появилась его скорость — 108 км/ч. Все четко. Но какой из первых двух машин принадлежала скорость 60 км/ч? Мы не знаем — как не «знает» этого и сам прибор.

Визир работает в режиме «Ближайшая цель». Идущий на более высокой скорости Land Rover был замечен Визиром только после того, как обогнал и Nissan, и Kia. Скорость Фрилендера указана верно — 108 км/ч. Но какому из двух автомобилей (Ниссану или Киа) принадлежала скорость 58 км/ч, выведенная на дисплей двумя секундами ранее?

Теперь то же самое, но в режиме «Быстрейшая цель». По идее, Визир должен выхватывать из «толпы» самый быстрый автомобиль. Но вот первый сбой: автомобили рассредоточены по ширине дороги, радар «видит» каждого из них, но при этом теряется, а на дисплее скачут цифры — 60 км/ч, 110 км/ч, снова 60 км/ч… Скачки идут с интервалом в секунду: ни один из подопытных автомобилей за такое время не способен столь значительно изменить свою скорость.

Те же условия, но Визир работает в режиме «Быстрейшая цель» и теряется: на дисплее попеременно скачет значение фиксируемой скорости — 107 км/ч, 59 км/ч, 111 км/ч. Причем непонятно, какому именно автомобилю принадлежат указанные скорости. А ведь, по идее, должно быть по-другому: Визир должен сразу «поймать» Land Rover и от начала до конца «вести» его как самую быструю цель

Вывод: если в поле зрения Визира попадает несколько автомобилей сразу, то прибор может зафиксировать скорость любого из них — в зависимости от выбранного режима работы и ЭОП автомобилей.

Эксперимент №2. Обмануть Визир

На расстоянии 50 м от Визира стоит хэтчбек. Вторая машина приближается сзади с расстояния около 400 м на скорости около 100 км/ч.

Видеокамера фиксирует стоящий автомобиль и часть дороги, но не видит двигающийся «за кадром» автомобиль. Но радар-то его «видит»! Забавная картинка: Визир уверяет нас, что стоящий (например, на светофоре) автомобиль движется со скоростью 97 км/ч. Причем, Визир ошибается и в режиме «Быстрейшая цель», и в режиме «Ближайшая цель».

Вот, что «видит» Визир... ... а вот, что видит наш фотограф

Эксперимент №3. Патрульный режим: вдогонку

Визир фиксирует скорость идущего впереди автомобиля, не замечая более быстрый автомобиль на соседней полосе

Для съемки из патрульного автомобиля мы выбрали среднюю дальность радара (200 м) и порог скорости 40 км/ч. Патрульный и контрольный автомобили движутся в попутном направлении со скоростью 50 км/ч и на расстоянии около 40 м друг от друга.

Никаких претензий: Визир четко фиксирует скорость идущей впереди машины, а заодно опеределяет скорость патрульного автомобиля и тоже выводит ее на дисплей.

Усложняем эксперимент: два «наших» автомобиля обгоняет третья машина, которая движется с заведомо более высокой скоростью. И тоже все четко: прибор «видит» только ту машину, которая находится непосредственно перед ним, игнорируя «быстрый» автомобиль в соседнем ряду.
 

Эксперимент №4. На встречном курсе

Теперь — замер скорости на встречных курсах. Автомобиль с Визиром движется со скоростью 40 км/ч, а контрольный — со скоростью 60 км/ч. В патрульном режиме Визир снова работает безошибочно: «сечет» скорость патрульной машины и правильно определяет скорость «нарушителя».

А если инспектор ошибся — и стал измерять скорость встречной машины в режиме «Стационарный»? Результат оказался ожидаемым: Визир периодически выдает неверные значения, пытаясь складывать скорости патрульного и контрольного автомобилей. В одном случае Визир показал скорость 90 км/ч вместо реальных 60 км/ч, в другом заезде на дисплее высветилось показание 35 км/ч — скорость, с которой не ехал ни один из автомобилей…

На встречных курсах в патрульном режиме Визир безошибочно определяет скорость встречного автомобиля — 63 км/ч. Но если выбрать «Стационарный режим» и вести съемку в движении (нижний снимок), то Визир может ошибаться: в этом случае он складывает скорости двух автомобилей — итого, 90 км/ч

Конечно, измерение скорости из движущегося автомобиля в режиме «Стационарный» противоречит инструкции по эксплуатации Визира и не должно использоваться в оперативной работе ГАИ. Но кто помешает инспектору для выполнения «плана» по ловле нарушителей сделать так же, как сделали мы? По идее, барьером для подобных махинаций должна быть скорость патрульного автомобиля, которая выводится на дисплей и фиксируется в отчете. Но однозначно судить по фотографии о том, в каком из режимов производилось измерение, нельзя: можно установить Визир так, что стойки лобового стекла (или другие части патрульной машины) становятся не видны — что мы без труда и сделали. Комар носа не подточит: снимали с обочины — и все тут!


Кто следующий?

На украинских дорогах испытывается еще один прибор — автоматический комплекс фоторегистрации нарушений типа Арена, который выпускается несколькими российскими компаниями (в том числе, и питерской фирмой Ольвия). Подобно Визиру, он не имеет украинского сертификата типа средств измерительной техники, но уже зарегистрирован (под номером 31474-06) в Государственном реестре средств измерительной техники — на основании российско-украинского соглашения о взаимном признании сертификатов. Несколько образцов Арены сейчас проходят испытания в МВД, и вскоре такие приборы если не сменят Визиры на «боевых постах», то уж точно станут использоваться украинским ГАИ наряду с ними.

Комплекс Арена тоже совмещает радар импульсного излучения (работающий на частоте 24,15 ± 0,1 ГГц) и оптический фиксатор — в данном случае, цифровую фотокамеру (снимать видео Арена не умеет). «Угол атаки» луча радара более узкий — около 4°. При этом измерительный блок должен быть установлен под фиксированным углом (25±1°) к проезжей части. Сочетание этих двух факторов говорит о том, что Арена позволяет контролировать лишь небольшой участок проезжей части: согласно паспортным данным, размеры «зоны контроля» составляют всего 8—10 м.

Арена устанавливается на треноге на расстоянии 3—5 м от края дороги. В этом случае комплекс может контролировать до двух полос движения. Стационарные варианты установки предполагают монтаж измерительного блока на столбе (высота — 3—5 м, под углом 25°, контролируется до двух полос движения) или непосредственно над дорогой — на мостах и специальных фермах по одному на каждую полосу движения.

Несложно догадаться, что подобный измерительный комплекс является идеальным именно для стационарной установки на эстакадах или придорожных столбах — в России таких стационарных «пушек» уже много. Но сейчас в наших руках переносной вариант Арены: это большой ящик, который устанавливается на треноге у самой дороги. Каков смысл возиться с этой бандурой, если есть маленький Визир? Фишка в том, что Арена имеет передающее устройство, а приемная антенна располагается на машине ГАИ, которая может находиться на расстоянии до 1,5 км от места контроля! А разве заметишь издалека серый ящик на обочине?

Арена работает полностью в автоматическом режиме и не имеет каких-либо органов управления. Настройке, которая производится с внешнего компьютера, подвергаются всего два параметра: направление контроля (встречное или попутное) и порог скорости. Машины-нарушители автоматически фотографируются, данные накапливаются в памяти прибора или передаются по радиоканалу на мобильный пост ГАИ. Фотографировать нарушителей Арена способна не только днем, но и ночью: в темное время суток распознавать номерные знаки помогает инфракрасный прожектор.

Арена на треноге (и с аккумулятором) стоит в двух шагах от патрульной машина ГАИ, хотя эта дистанция может быть увеличена до 1,5 км Инспектор работает в патрульной машине с ноутбуком: он задает параметры измерения и контролирует работу системы

Сделанная Ареной фотография содержит дату и время измерения, зафиксированную и разрешенную скорости движения, направление и место контроля. Кроме того, можно быть уверенным, что на фотографии будет запечатлен только один автомобиль: заложенная в комплекс программа автоматически отсеивает и уничтожает все снимки, на которых присутствуют более одной машины. В этом — еще одно преимущество Арены перед Визиром.

Как показали наши испытания, при корректной установке Арена способна безошибочно определять скорость автомобиля в коридоре шириной в одну, две и даже три стандартных полосы движения. При этом погрешность измерения вполне соответствует заявленной — не более 2 км/ч. Однако, чтобы установить Арену под углом 25°, как того требует инструкция, инспектору нужно постараться (см. иллюстрацию). Значит, и здесь не исключено влияние человеческого фактора: чем возиться с отвесом, вешками и рулеткой, гораздо проще выставить Арену «на глазок». Но если угол атаки превысит 25°, измеренная скорость окажется ниже реальной, а если будет меньше 25°— прибор будет завышать скорость автомобиля.


Как работает Арена?

В нашем распоряжении оказался передвижной вариант Арены, который устанавливается на треноге рядом с проезжей частью. Согласно паспортным данным, в этом исполнении Арена может контролировать скорость на одной или двух сопредельных полосах движения. Но мы проведем испытания на трехполосном шоссе и поочередно измерим скорость контрольного автомобиля на каждой из полос.

Подготовка комплекса к работе не занимает много времени (нам понадобилось около четверти часа), но требует наличия… отвеса, вешки и рулетки. Отвес, подвешиваемый на специальный карабин под измерительным блоком, необходим, чтобы выдержать требуемое по инструкции расстояние от обочины дороги: 3—5 м. Вешка с рулеткой вместе со вспомогательным угольником, расположенным на крышке измерительного блока, помогут точно выдержать угол, под которым Арена будет «смотреть» на дорогу: он должен составлять 25±1°.

А теперь садимся в патрульный автомобиль, открываем портативный компьютер и задаем параметры: направление контроля — встречное, порог скорости — 60 км/ч для правой полосы, а для остальных двух полос — 50 км/ч. Первый, второй, третий проезды: радар Арены исправно фиксирует «нашу» скорость — и мы все контролируем, сидя с ноутбуком в патрульной машине.

Хороший ящик! Но захотят ли гаишники возиться с этой бандурой (к ней еще и аккумуляторы нужны), если есть простой и удобный Визир — с которым еще и подзаработать можно?

Так, в соответствии с инструкцией, должен устанавливаться измерительный блок Арены. Угол установки по отношению к дороге должен составлять 25° Вот что видит инспектор на экране ноутбука в момент фиксации нарушения. Обратите внимание: на всех фотографиях — только одна машина, «групповая» съемка отбраковывается автоматически. Кстати, Арена уже обучена распознавать украинские номерные знаки

Что в итоге?

Получаемая с помощью Визира информация является государственной собственностью и, кроме того, используется в административном делопроизводстве для наложения штрафов. Следовательно, доступ к этой информации должен быть ограничен, а сама она — защищена. Вопросами защиты информации в нашей стране занимается Государственная служба специальной связи и защиты информации. По мнению чиновников этого ведомства, Визир и автоматизированная база данных, в которой хранится полученная с его помощью информация, должны пройти соответствующую проверку, которая оценила бы степень имеющейся защиты. О необходимости проведения такой проверки служба спецсвязи информировала ГАИ еще в ноябре — когда Визир только-только появился на украинских дорогах. Однако до сих пор такая проверка не была проведена.

Более того, в Департаменте ГАИ настаивают, что Визир не является средством хранения информации. Стоп! А где находятся отснятые фото и видеоролики, пока инспектор не «сольет» их в базу? В Визире. Что с ними за это время может произойти — неизвестно. А вот с тезисом о необходимости защиты базы данных гаишники согласны и готовятся провести ее проверку до конца года — как только все разрозненные областные базы превратятся в единую всеукраинскую. Странный подход: об этом стоило позаботиться еще до запуска Визира в эксплуатацию.

Крайними, как всегда, оказались простые автомобилисты. Спору нет: нужно соблюдать правила дорожного движения. А коли нарушил — плати штраф. Но если государственная структура берется контролировать соблюдение гражданами закона, то хотелось бы, чтобы и сама она действовала в рамках закона и использовала в своей работе технические средства, которые исключают возможность ошибки и застрахованы от фальсификации получаемых с их помощью данных.

Проведенные эксперименты показали, что радиолокационный видеозаписывающий измеритель скорости Визир — весьма серьезный прибор. Но признать его идеальным средством фиксации нарушений скоростного режима мы не можем. Из-за большой ширины луча радара, несоответствия глубины полей зрения радиолокационного и оптического узлов Визир может ошибаться: измерять скорость одного автомобиля, фиксируя при этом на фотографии совсем другую машину, а иногда он «теряется» среди нескольких целей. Избежать ошибок можно, но для этого нужно правильно пользоваться прибором и в случае спорных моментов трактовать ситуацию в пользу водителя — как того требует презумпция невиновности.

 

 Вадим Добровольский| Фото Сергея Мамина


Hosted by uCoz