Чему не учат в автошколе или 

общение с дорожной полицией по закону

 

Психология общения с ГАИ

(найдено в Интернете на множестве автосайтов. Автор неизвестен)

 

Для большинства автомобилистов общение с инспектором дорожной полиции - событие неприятное. Но если научиться правильно строить отношения, то неизбежные встречи с блюстителями порядка на дорогах перестанут быть для нас источником ненужных переживаний. Американский психолог Аллан Пиз предложил свой вариант общения с инспектором. Если вас остановил дорожный полицейский, считает Пиз, необходимо немедленно выйти из машины и самому подойти к представителю власти - «на его территорию». Этим вы проявляете уважение, и, по теории, он должен отнестись к вам более благосклонно. Подойдя к полицейскому, постарайтесь пригнуться, чтобы казаться  ниже него ростом.

Таким образом вы как бы принижаете свой социальный статус. А дальше начинайте оправдываться, распишитесь в своей глупости и безответственности и, наоборот, отметьте бдительность и добросовестность полицейского. Затем попросите умоляющим голосом не штрафовать вас, повернув руки ладонями вверх. Этот жест выражает открытость и лояльность. В результате инспектор проникнется к вам доверием, убедится, что вы совершили нарушение по оплошности, в чем искренне раскаиваетесь. Как уверяет Аллан Пиз, дорожный полицейский вас отечески пожурит и отпустит без штрафа на все четыре стороны, пожелав доброго пути.

Будут ли эти рекомендации работать в наших условиях? Мнение протестированных казахстанских автомобилистов оказалось единодушным: благодарность за проявленную бдительность будет воспринята сотрудником УДП как глумление и издевательство, а просьба не выписывать штраф скорее всего вызовет отвращение к нарушителю. То есть эффект от этих манипуляций будет прямо противоположным. Итак, общение водителя и инспектора у «нас» и у «них» строится по разным законам, в силу чего подобные рекомендации у нас не работают. Да и для «них», на самом деле, толку от подобных советов немного. В Америке и во многих европейских странах дорожное законодательство настолько жесткое по отношению к нарушителям, что никакая «невербалка» не поможет. К сожалению, в Казахстане отношения власти с отдельно взятой личностью строились, как правило, на подавлении и унижении, с одной стороны, и на враждебности и неприязни - с другой. Поэтому наш человек будет первым делом стремиться оградить свое собственное достоинство. Но отрицать огромное значение невербального общения не стоит. Вспомните, ведь даже проезжая мимо стоящих у края дороги инспектора и водителя, по их жестам и позам вы почти безошибочно определяете тональность разговора. И как бы ни были разнообразны индивидуальные стили поведения, их можно свести к трем основным: агрессивный, уверенный и неуверенный.

Агрессивный стиль в большей мере свойственен мужчинам. Агрессор всегда на войне, он бессознательно готов вступить в схватку. Это, естественно, отражается на его стиле вождения, поэтому поводов для общения с сотрудниками УДП у него предостаточно. В общении с инспектором Агрессор старается еще больше увеличить свою значимость. Он широко жестикулирует, пристально смотрит в глаза, сокращает дистанцию, наступая на собеседника. Говорит громким голосом, позволяя себе срываться на крик, угрожающие заявления, язвительные шутки. На сотрудника УДП подобный стиль поведения обычно действует как красная тряпка на быка. Инспектор считает себя хозяином положения, и агрессивное поведение может бессознательно восприниматься им как нападение. А способов активной защиты у сотрудника УДП предостаточно: проверка на алкоголь, техническое состояние, комплектность аспирина в аптечке и т.д. и т.п. Обычно вся эта история заканчивается штрафом в максимальном размере и эмоциональным перевозбуждением. Агрессивное поведение характерно и для женщин, считающих себя надежно защищенными своим личным или чужим (мужа, друга, отца) социальным статусом. В общении с сотрудником УДП они всячески стараются подчеркнуть эту статусную разницу. Проявляется это в жестах и мимике, выражающих надменность и пренебрежение. Словесно такие женщины пытаются принизить инспектора, выразить глубочайшее свое к нему презрение. Но тем не менее они готовы немедленно заплатить, чтобы отделаться от раздражающей ситуации. Обычно это стоит недешево, ведь платить приходится и за нарушение, и за статус.

Неуверенный стиль поведения чаще всего характерен именно для женщин. Ведь дамам до сих пор приходится доказывать окружающим, в том числе и инспекторам, что они являются полноправными участниками дорожного движения. «Робкие» женщины стараются не выходить из машины, оставаясь под защитой своей территории. Предпочитают не смотреть в глаза, говорят тихим голосом, сбиваясь и путаясь в объяснениях. Они стремятся поскорее закончить этот неприятный разговор и поэтому сразу протягивают права с вложенной в них купюрой. Точно так же поступают и водители мужчины, для которых характерен неуверенный стиль поведения.

А в качестве психической защиты они рационализируют свои действия и объясняют нежелание вступать в диалог нежеланием терять драгоценное время.

Наиболее удачливые водители, как мужчины, так и женщины, - те, кто демонстрирует уверенное поведение. Чем характерно такое поведение?

* Вы находитесь с собеседником на оптимальной дистанции общения - в интервале от 80 см до 1,5 метра.

* Говорите достаточно громко, с уверенной интонацией и соответствующей смыслу сказанного жестикуляцией. (Она не должна быть слишком бурной и демонстрировать эмоциональную возбужденность.)

* Взгляд спокойный, глаза не бегают, но и не пожирают собеседника. Информируйте инспектора о своих правах, желаниях и намерениях от первого лица, четко и кратко.

Запомните, отстаивая свои права, уверенный человек учитывает интересы других, умеет быть дипломатичным. (Кстати, особенно хорошо это получается у уверенных в себе женщин, они улыбаются, но улыбка у них не заискивающая, а располагающая.) Итак, проанализировав свою манеру общения с инспекторами, можно сделать соответствующие выводы и постараться свести все возможные конфликты к нулю. Во многом наш стиль поведения зависит от того негативного образа инспектора, который был сформирован в нашем сознании. Сотрудники УДП прекрасно это понимают.

 Как победить в поединке с автоинспектором

От характера инспектора зависит многое «Вычислив» его, вы избавите себя от лишних проблем. С точки зрения психологии, любой водитель и инспектор УДП - участники постоянной ролевой игры: вы - «потенциальная жертва», он - «преследователь». Замечено, водителей останавливают лишь потому, что они при виде сотрудников УДП нервничают и суетятся. Вывод: перед постом не прибавляйте скорость и не тормозите без необходимости, держите ровный ритм движения. Нелишне заранее занять самый дальний от «гаишника» ряд, а при случае спрятаться за грузовиком или автобусом.

Если же приходится ехать под взглядом инспектора ДПС, смотрите не на него, а на дорогу, сохраняйте спокойно отрешенное выражение лица, беседуйте о чем-нибудь со своими пассажирами. Ну, а если видно, что инспектор намерен вас «тормознуть», то постарайтесь перехватить инициативу: сами смело подъезжайте к нему и первым заводите разговор. Годится любой повод. Например, спросите дорогу к какому-нибудь магазину.

Или (вариант для дам) пожалуйтесь, что «вон тот черный джип уже три километра едет за мной как приклеенный». Таким образом вы переключаете внимание «преследователя» и как бы меняетесь ролями: он вынужден что то отвечать, объяснять и вряд ли станет после этого к вам придираться.

Обострим ситуацию. Вас все-таки остановил инспектор, которому кажется, что вы нарушили Правила. Исход этой встречи часто зависит не он степени вашей вины, а от того, насколько удачно и быстро вы сумеете определить характер «гаишника» и выбрать манеру общения с ним. Сотрудников УДП (как, в принципе, и всех чиновников) можно условно разделить на три категории: «победитель», «не победитель» и «неудачник». Вот об этих психотипах и поговорим.

Автоинспектор «Победитель» всегда добивается своей цели. Такой «гаишник» ходит твердыми шагами, стоит прямо, ноги на ширине плеч, смотрит вам в глаза, говорит зачастую короткими фразами. Абсолютно уверен в себе и в своей правоте, поэтому спорить с ним (тем более угрожать) или уговаривать бесполезно. Если вы не нарушали ПДД, готовьтесь отстаивать свою правоту в высших инстанциях.

Если нарушили - чтобы не терять времени зря, лучше сразу заплатить штраф. В разговоре держитесь сугубо делового тона, без лишних эмоций.

Автоинспектор «Не победитель» - сторонник компромиссов. Этот психотип не огорчается, если счет в игре ничейный. У этого инспектора можно заметить некоторую «половинчатость» в движениях: жесты он как бы не доводит до конца. Смотрит то на вас, то в сторону, поза неопределенная, нередко переминается с ноги на ногу. Весьма благодатный тип для психологической обработки. Если не стопроцентно убежден, что нарушение ПДД имело место, может согласиться с вашими доводами. Почти наверняка не рискнет необоснованно придираться, если вы сообщите (не угрожая, а констатируя факт), что будете жаловаться его начальству.

При этом хорошо бы демонстративно достать ручку и блокнот, что придаст веса вашим словам. В случае нарушения Правил есть шанс уговорить «не победителя» не налагать штраф, разжалобить его или, наоборот, рассмешить удачной шуткой. Автоинспектор «Неудачник». Этот психотип вы узнаете сразу. Кислое выражение лица, шаркает ногами, сутулится под тяжестью собственных невзгод, нередко косноязычен: мямлит себе под нос, не поднимая на вас глаза.

«Неудачник» полон комплексов и любит повышать самооценку за счет сиюминутной власти над водителем. Всякую попытку спора он воспримет как покушение на свой авторитет, а на угрозу, пусть выраженную в самом корректном виде, ответит озлобленной реакцией и попытается отыграться на вас за все обиды, полученные от своей жены, начальства, соседей и т.д. Шутить с ним тоже опасно: приветливую улыбку «неудачник» вполне может принять за насмешку над собой. Зато, вероятно, простит и отпустит с миром нарушителя ПДД, если почувствует в нем родственную душу. Скорее всего, благосклонно примет оправдания типа: «Это наш директор, гад, нервы намотал - жму на газ и на спидометр не смотрю». Или «Жена, зараза, довела своими скандалами, уже не вижу, что на красный рулю».

Только не пытайтесь «вычислить» инспектора по его обмундированию. «Победитель» не всегда бывает застегнут на все пуговицы, «не победитель» может появиться в грязных сапогах, а многие «не дачники» тщательно наглаживают свою форму. Зато обязательно обратите внимание на его указательный палец. Внимательному человеку он может многое сказать о характере собеседника. Палец согнут или полусогнут - «гаишник» погружен в какие-то свои проблемы или просто не очень уверенно себя чувствует. Перст, напряженно указывающий вперед, - перед вами дотошный и педантичный любитель поучений. Палец, устремленный вверх, как правило, означает уверенность блюстителя порядка в своих действиях, но и одновременно открытость его натуры.



Hosted by uCoz