Чему не учат в автошколе или 

общение с дорожной полицией по закону

 

Борьба с коррупцией

информация с сайта Комитета дорожной полиции МВД РК (www.zholpolice.kz)

 

Контрольно-профилактическая деятельность

Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 22 июня 2006 года № 299 в структуре Комитета дорожной полиции МВД был создан контрольно-профилактический отдел (далее - КПО).

Аналогичные подразделения созданы во всех Управлениях дорожной полиции ДВД областей и городов Астаны и Алматы, которые подотчетны КПО Комитета дорожной полиции МВД.

Полномочия, права и обязанности сотрудников Контрольно-профилактических подразделений утверждены председателем КДП МВД 20 октября 2006 года Положением о контрольно-профилактическом отделе КДП.

Сотрудники контрольно-профилактических подразделений выполняют специфическую, но очень важную функцию по профилактике и предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности среди личного состава подразделений дорожной полиции. Способствуют искоренению фактов грубости, чванства, вымогательства, повышению доверия к деятельности дорожной полиции со стороны населения.

Гласный и негласный контроль за соблюдением законности и дисциплины сотрудниками дорожной полиции - это только часть задач, стоящих перед контрольно-профилактическими подразделениями. Письма и заявления граждан, "телефон доверия", изучение общественного мнения - вот далеко не полный перечень обязанностей сотрудников КПО.

Сотрудники Контрольно-профилактических подразделений проверяют обоснованность поступивших жалоб и заявлений, в которых есть информация о вероятности проявления коррупции, нарушениях законности и должностных преступлениях. Основанием для проведения проверок служит информация, поступающая из различных источников, в том числе из средств массовой информации, "телефона доверия".

В распоряжении сотрудников КПО имеются современные автомобили гражданского исполнения, оборудованные радиостанциями для оперативного взаимодействия при осуществлении проверок. Качественный негласный контроль за несением службы сотрудниками дорожной полиции невозможен без использования видеотехники, в распоряжении сотрудников имеются видеоаппаратура, включая приборы ночного наблюдения.

Основная цель работы контрольно-профилактических подразделений не в том, чтобы «уличить» сотрудников в чем-либо, а возможность реально с максимальной объективностью оценивать состояние дел в подразделениях дорожной полиции.

Эффективность работы КПО во многом зависит от тесного взаимодействия с населением, установления доверительных отношений с участниками дорожного движения. При этом главная задача - организация двусторонней связи, когда инициаторами общения выступают не только сотрудники контрольно-профилактических подразделений, но и участники дорожного движения.

В круглосуточном режиме работает телефон доверия. Поступающие сведения самым тщательным образом проверяются, получая принципиальную оценку. Ни одно обращение, письмо, жалоба или заявление граждан не остается без внимания.

Сотрудники КПО совместно с работниками собственной безопасности проводят специальные мероприятия, направленные на пресечение коррупционных правонарушений со стороны сотрудников дорожной полиции.

Постоянно, настойчиво и целенаправленно ведется работа с личным составом по профилактике нарушений служебной дисциплины. На оперативных совещаниях подводятся итоги проверок, проводимых сотрудниками КПО с просмотром видеоматериалов. Рассматриваются типичные ошибки при несении службы и пути их устранения.

Приказом МВД Республики Казахстан от 10.12.2008 года № 466 «Об организационно-штатных вопросах» Контрольно-профилактический отдел Комитета дорожной полиции МВД преобразован в Управление контрольно-профилактической работы Комитета дорожной полиции МВД.

Справка о принимаемых мерах по противодействию коррупции в подразделениях в дорожной полиции.

• Министерством внутренних дел осуществляется комплекс организационных и практических мер по кардинальному снижению уровня коррупции в дорожной полиции.

• Улучшаются условия обслуживания населения в подразделениях дорожной полиции. Разработаны и утверждены единый регламент и стандарты оказания государственных услуг гражданам подразделениями дорожной полиции по регистрации транспортных средств и выдачи водительских удостоверений.

В подразделениях дорожной полиции уже не первый год функционирует система по принципу «одного окна».

Так, по этому принципу организована работа в 108 подразделениях дорожной полиции. Кроме этого, в областных центрах, городах Астана и Алматы создано 24 операционных зала дорожной полиции.

Для обеспечения общественного и ведомственного контроля за процессом обслуживания граждан в экзаменационных классах и операционных залах центральных регистрационно-экзаменационных подразделений установлены видеокамеры наблюдения и мониторы.

Наряду с этим, в подразделениях дорожной полиции внедрено программное обеспечение, позволяющее в автоматическом режиме без участия дорожного полицейского присваивать на автотранспорт государственные регистрационные номерные знаки.

Существующая информационно-поисковая система подразделений дорожной полиции позволяет в кратчайшие сроки проводить спецпроверки в отношении граждан и автотранспорта как при выдаче водительских удостоверений, так и при выдаче свидетельств о регистрации транспортных средств.

В итоге гражданин в течение 6 часов получает свидетельство о регистрации, госномерной знак и водительское удостоверение.

В 2008 году в подразделениях дорожной полиции зарегистрировано свыше 640 тыс. транспортных средств, выдано более 573 тыс. водительских удостоверений.

• Запрещены беспричинные остановки автотранспорта, сотрудники ориентированы на пресечение наиболее опасных нарушений правил дорожного движения, обеспечение режима благоприятствования для автоперевозчиков.

• Дорожным полицейским запрещено использование радаров, не фиксирующих правонарушения на видеозаписи. Внедряемые сейчас новые приборы позволяют фиксировать каждое измерение скорости и ежедневно осуществлять сверку показателей радара с количеством составленных полицейскими протоколов. Это позволило также сократить необоснованные остановки полицейскими автотранспорта и возникающие конфликтные ситуации с участниками дорожного движения при составлении административных протоколов.

• Приняты меры по улучшению подбора и расстановки кадров дорожной полиции, отбор осуществляется в соответствии с утвержденными Квалификационными требованиями. Кандидатуры на должности начальников управлений дорожной полиции, их заместителей, начальников центральных регистрационно-экзаменационных подразделений и командиры строевых подразделений назначаются только после обязательного согласования с МВД. В результате только в 2008 году в 11 из 16 регионов заменены начальники управлений дорожной полиции (Астана, Алматы, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская, Мангистауская и Южно-Казахстанская области).

• В целях очищения дорожной полиции от нечистоплотных, недобросовестных и неквалифицированных сотрудников МВД проводится поэтапная аттестация сотрудников дорожной полиции. Утверждены графики и составы аттестационных комиссий.

В сентябре – октябре подвергнуты к тестированию начальники областных управлений дорожной полиции, их заместители и командиры строевых подразделений. По их результатам 2 начальника и 6 заместителей начальников УДП, а также 3 командира батальонов ДП освобождены от занимаемых должностей.

• Создаются системы фото- и видеофиксации нарушений с процессинговыми центрами. Они уже работают в Астане (52 камеры), Караганде (16), Усть-Каменогорске (15), Алматы (14), вводятся в эксплуатацию в Атырау (7), Шымкенте (3) и Актюбинске (2).

Это, во-первых, дисциплинирует водителей, во-вторых, минимизирует контакты полицейских с правонарушителями и устраняет условия для коррупции.

• На законодательном уровне в целях устранения условий для совершения коррупции по инициативе МВД Законом от 4 июля т.г. в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях внесены поправки, предусматривающие исключение альтернативных видов наказания за конкретные правонарушения, упрощение порядка наложения и исполнения административных взысканий.

• В 2008 году введено в практику проведение комплексных инспекторских проверок деятельности территориальных управлений дорожной полиции на предмет соблюдения требований антикоррупционного законодательства, выполнения приказов и указаний МВД по укреплению дисциплины и законности среди личного состава с рассмотрением результатов проверки и ответственности должностных лиц на месте с участием руководства Комитета. Такие проверки проведены в 4-х регионах (Атырауская, Жамбылская, Костанайская и ЮКО), по их результатам привлечено к дисциплинарной ответственности порядка 60 дорожных полицейских.

• Целенаправленно проводятся также меры по пресечению действий граждан, способствующих коррупции среди дорожных полицейских.

За 12 месяцев пресечено 102 фактов дачи взяток дорожным полицейским, по многим из них взяткодатели привлечены к уголовной ответственности. Эти факты мы доводим через СМИ до сведения населения.

Руководителями же ДВД всячески поощряются дорожные полицейские, пресекающие попытки правонарушителей отделаться взятками.

• Кроме того, в целях исключения условий для коррупции, возникающих при проведении сотрудниками дорожной полиции технического осмотра, МВД в ноябре 2008г. внесено в Правительство предложение о передачи функций по проведению государственного технического осмотра в конкурентную среду, а уполномоченным органом по определению порядка проведения государственного технического осмотра определить Министерство транспорта и коммуникаций, как это сделано во многих зарубежных странах с высоким уровнем автомобилизации.

Ответственность взяткодателей

Одной из главных проблем это факты взяточничества, в которых часто обвиняют сотрудников дорожной полиции.

Такие случаи, конечно, есть. Нет смысла отрицать, но и нет смысла говорить о причинах такого явления – они понятны и известны. Но все-таки это лишь отдельные случаи, а не система. Иногда водители сами провоцируют инспектора: передают ему деньги в документах, бросают на сиденье автомашины. Порой и сам инспектор неправильно ведет диалог с нарушителем, в результате водитель пытается дать взятку.

Но, кстати, далеко не только инспекторов мы привлекаем за это к ответственности. Есть немало случаев, когда к ответственности привлечены и сами взяткодатели.

Так, за 12 месяцев 2008 года выявлено 102 фактов дачи взяток сотрудникам дорожной полиции.

За январь 2009 года уже пресечено 17 фактов дачи взяток сотрудникам дорожной полиции.

Хотим напомнить гражданам, что в соответствии со статьей 312 Уголовного Кодекса Республики Казахстан:

2. Дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) – наказывается штрафом в размере от тысячи до трех тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Дача взятки лицу, занимающему ответственную государственную должность, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере;

5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 313 УК РК. Посредничество во взяточничестве

1. Посредничество во взяточничестве, то есть способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки - наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное неоднократно или организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, - наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 533 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет штраф в размере от двадцати пяти до пятидесяти месячных расчетных показателей.

Статья 534 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

1. Предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет штраф в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут запрещение деятельности юридического лица.

Примечание. Не подлежат ответственности физические, юридические лица, предоставившие лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, или лицу, приравненному к нему, незаконные материальные вознаграждения, подарки, иные материальные блага, услуги, льготы или преимущества, если в отношении их имело место вымогательство со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, или если эти физические, юридические лица добровольно в десятидневный срок заявили о случившемся в компетентные органы. 



Hosted by uCoz